Главная

Миссия

Содержание

Новости

Связи

Авторы

Публикации

О нас

Форум гармонии

Peace from Harmony
Gaius (jurist). The oldest source of spheral law and spheral legal thinking

 

Гай (юрист). Gaius (jurist).

Древнейший источник сферного права и сферного правового мышления

The oldest source of spheral law and spheral legal thinking


 

https://en.wikipedia.org/wiki/Gaius_(jurist) – English

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гай_(юрист) - русский

 

Дата рождения - ок. 120. Место рождения -неизвестно.

Дата смерти -ок. 180, Древний Рим. преномен — Гай (Gaius).

 

Гай (юрист) (лат. Gaius; II век) — один из наиболее влиятельных римских юристов, живший во времена правления Адриана, Антонина Пия, Луция Вера и Марка Аврелия. Принадлежал к сабинианской «школе». Император Валентиниан III признал его мнения, наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла, источником римского права,

В Средние века «Институции» Гая были известны только по их изложению у Боэция и в «Бревиарии» Алариха. Подлинный текст был обнаружен Б. Г. Нибуром в 1816 году в веронской библиотеке под сочинением св. Иеронима.

Впервые «Институции» были изданы И. Гёшеном в 1820 году[3]. –

Гай. Институции / Пер. с лат. Ф. Дыдынского. Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова.. — Москва: Юристъ, 1997. — С. 6. — 368 с. — ISBN 5-7357-0192-4.

Gordon, W. M.; Robinson, O.F. (1988). The Institutes of Gaius. London: Duckworth.

 

На сайте ГГСГ в ПДФ:

Институции РУ, 1997:

https://peacefromharmony.org/docs/Institutsii.pdf

 

English Books:

Zulueta, 1958:

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-zlt-1.pdf

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-zlt-2.pdf

Poste, 1904:

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-pst-1.pdf

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-pst-2.pdf

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-pst-3.pdf

https://peacefromharmony.org/docs/institutes-of-gaius-pst-4.pdf

 

Институции Гая

 

Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. По мнению Покровского, сквозной идеей всех книг Институций служит принцип «Omne autem jus, quo utimur, vel ad personas pertinet vel ad res vel ad actiones» [I, 8]: «Ведь все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам» * "The whole of the law observed by us relates either to persons or to things or to actions."

         В первой книге приводятся положения о свободных и рабах, о свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Она начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов. Перечисляются все источники римского частного права. Основная масса текста посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Уделяется внимание делению в праве лиц на самовластных и подвластных, а также различиям в правовом положении подвластных лиц. Рассматриваются три вида частной власти — potestas, manus и mancipium. Разбираются правовые институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства.

         Во второй и третьей книгах говорится о различных видах вещей, о сделках вещного оборота, о наследовании и обязательствах. Рассматриваются такие категории вещей как res mancipi и res nec mancipi. Даются характеристики основных терминов, обозначавших собственность — dominium и proprietas. Сообщаются данные о так называемой «бонитарной собственности» и о duplex dominium. Говорится также о сервитутах и possessio. Изложение наследственного права начинается с наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonotum possessio, правила подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования, завещательные отказы (легатов и фидеокомиссов), а также порядок наследования по закону. Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Далее Гаем осуществлен обзор положений об обязательствах (лат. obligatione). Он делит их по источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же — юридическая характеристика контрактов по четырём группам: реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным. Конец третьей книги посвящён обязательствам из деликтов: воровства, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия.

         В четвёртой книге рассматриваются виды исков (лат. actio), подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. Содержатся сведения о легисакционном процессе и о процессе per formula. Описываются всевозможные иски, используемые в процессе, в том числе известные виндикационный и негаторный, а также сведения об эксцепциях и интердиктах.

         Институции Гая — единственный памятник полной древнеримской научной системы права и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступенях его развития.

         Для римских юридических школ учебник Гая «Институции» служил образцовым пособием при изучении права: систематичность, краткость, ясность и точность изложения, сопровождаемого в трудных местах многочисленными пояснениями в виде примеров из судебной практики, чистота латинского языка и обилие исторических сведений — вот отличительные качества этого учебника. Система Гая, отличающаяся простотой и удобством в распределении материала, до распространения пандектной системы господствовала в изложении права в континентальной Европе (во Франции господствует до сих пор).

         На Институции ссылаются многие юристы эпохи поздней Римской империи: Боэций, Присциан и др.[3] Институции используются в «Сопоставлении законов Моисеевых и римских» (лат. Collatio legum Mosaicarum et Romanarum), в бревиарии вестготского короля Алариха (лат. Lex Romana Visigothorum)[3]. Гаевы Институции послужили образцом и главным источником для составленного, по приказанию Юстиниана, официального учебника того же имени, вошедшего в Corpus juris civilis, причём многие пассажи из сочинения Гая были повторены дословно.

----------------------------------

 

*Комментарий Льва Семашко, 02-08-24:

         Этот ключевой, холистический принцип права выражает три сферных социетальных ресурса, которые регулируются правом всегда и везде: люди/лица, вещи, иски, последний из которых выражает организацию отношений между первыми.

         Естественно, за почти две тысячи лет после Гая право не только углубилось и детализировалось в соответствующих сферах, но и расширилось на сферу информации в авторском, издательском и подобных сегментах ее права. Поэтому право в целом, как и международное право, фактически основано на тех же сферных опорах социетальных, вечных ресурсов ЛИОВ (Люди, Информация, Организация, Вещи), что и Наука Мира (Энграмма).

         Поэтому Гай является гениальным интуитивным зачинателем, а его беспрецедентные «Институции» - древнейшим источником сферного права и сферного правового мышления, пусть не во всей полноте фундаментальных научных оснований Науки Мира. Они не могли быть осознаны все и полностью, а только по частям в долгой тысячелетней истории, которые только теперь начали интегрироваться Наукой Мира. В более детальном современном контексте здесь:

https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1082

         Примечательно, что мерой полноты права у Гая гениально-интуитивно становится "четверица" Пифагора, четыре книги Институций, не больше и не меньше, а только необходимые и достаточные для права по мысли Гая - тетриста, как Пифагора права!
 

Leo Semashko’s comment, 02-08-24:

         This key, holistic principle of law expresses three spheral societal resources that are regulated by law always and everywhere: people/faces, things, claims, the last of which expresses the organization of relations between the firsts.

         Naturally, for almost two thousand years after Gaius, the law has not o­nly deepened and detailed in the relevant spheres, but also expanded to the sphere of information in the author's, publishing and similar segments of its law. Therefore, law in general, like international law, is actually based o­n the same spheral pillars of societal, eternal resources of PIOT (People, Information, Organization, Things) as the Peace Science (Engram).

         Therefore, Gaius is a genius intuitive initiator, and his unprecedented "Institutions" are the most ancient source of spheral law and spheral legal thinking, albeit not in the fullness of the Peace Science fundamental scientific foundations. They could not be realized all at o­nce, but o­nly in parts over a long thousand-year history, which have o­nly now begun to be integrated by the Peace Science. In a more detailed modern context here: https://peacefromharmony.org/?cat=en_c&key=1206

         It is noteworthy that the law completeness measure at Gaius becomes by genius-intuitive way of the Pythagoras’ “quaternary”, the Institutes four books, no more and no less, but o­nly those necessary and sufficient for law according to the thought of Gaius – a tetrist, as Pythagoras of law!


--------------------------------------

 







Up
© Website author: Leo Semashko, 2005; © designed by Roman Snitko, 2005