Тетрасоциология касается социолингвистики в нескольких аспектах или областях. Во-первых, тетрасоциология, выделяя новые, сферные классы, ставит новые вопросы зависимости языка от этих классов, а также проблему универсальных семантических и прагматических структур, соответствующих глобальной сферной структуре общества. Такие семантические и прагматические структуры языка можно назвать "сферными". (Они являются гипотетическими и требуют эмпирических подтверждений.) Поэтому тетрасоциология дополняет известные связи языка с традиционными классами, с этносом и с гендером новыми связями с новыми, общечеловеческими и гармоническими сферными классами, что существенно расширяет и обновляет предмет социолингвистики. Сферные структуры языка, возможно, являются наиболее глубинными социальными структурами (Чомский, 1965) в языке, по отношению к которым другие его структуры выступают поверхностными, составляющими разные уровни внешней и наиболее изменчивой оболочки языка.
Во-вторых, в связи с открытием зависимости языка от четырех сферных классов и четырех типов социальных структур, тетрасоциология имеет основание поставить вопрос о новом направлении в социолингвистике, которое можно назвать "тетрасоциолингвистика". Она является изучением семантики и прагматики языка с позиций существования сферных классов населения, их взаимодействия и стремления к социальной гармонии. Можно утверждать, как гипотезу, что в основе языка социальной гармонии, мира, справедливости, равенства, любви и братства, а также соответствующей "лингвистической компетентности" акторов (или членов общества) лежат соответствующие стремления четырех сферных классов населения.
В-третьих, тетрасоциология, признавая основанием выделения сферных классов воспроизводственную занятость людей, позволяет понять язык как продукт и следствие этой занятости. Воспроизводственная занятость людей есть развитие категории "аутопойэзиса" Матураны и Лумана, есть определение носителя "аутопойэзиса". Язык является таким же продуктом и ресурсом воспроизводственной занятости людей как и любой другой социальный продукт и ресурс. Поэтому язык постоянно трансформируется и изменяется вместе с трансформацией и изменением воспроизводственной занятости людей, которая включает в себя все формы человеческой активности и пассивности, деятельности и бездеятельности. (Напомним, воспроизводственная занятость является предельно широкой категорией, более широкой, чем деятельность и активность, потому что включает в себя кроме них еще пассивность и бездеятельность, которым в языке соответствуют паузы, молчание отказ от речевой коммуникации и оценки и т.п.). Наиболее глубокие оценки (речевые описания и объяснения) собственного поведения люди дают с точки зрения своей воспроизводственной занятости. На ее основе возникают все "членские методы" (Гарфинкель) или нормы, которыми обладают рядовые члены общества и которые постоянно воспроизводятся людьми. На ее основе формируются "сферные членские методы" и оценки людей как членов сферных классов общества, как носителей сферной занятости. Она определяет социальную, в том числе лингвистическую, компетентность людей. Воспроизводственная занятость людей является источником структурного и деятельного аспектов языка, поэтому тетрасоциология объединяет в себе структуралистский и этнометодологический подходы к языку.
В-четветых, тетрасоциологический подход позволяет выдвинуть гипотезу единого международного языка (языка международного общения), необходимого глобальным и гармоничным сферным классам человечества. Таким языком может быть только искусственный язык. Из множества искусственных языков наиболее подходящим и апробированным является эсперанто. Для этого у эсперанто есть необходимые предпосылки: плановый язык, апробированный 115 летней международной практикой, миллионы эсперантистов почти из всех стран мира, международная и национальные ассоциации эсперантистов, своя субкультура международного братства и мира. Как писал В.Битнер, эсперанто служит "пропаганде идей мира, культурного единения народов и поднятия духовного уровня каждой нации до такой высоты, когда сами собой уничтожатся царствующие между ними враждебные отношения…, которые заменит сознание всеобщего братства на началах истинного демократизма" . "Сознание всеобщего братства", о котором писал В. Битнер, с точки зрения тетрасоциологии, может быть присуще только сферным классам, как классам равным, различающимся не по собственности, а по основной занятости в одной из сфер, требующей от них равновесия и гармонии, а не антагонизма. Антагонистическим классам и враждующим народам эсперанто, как и любой единый международный язык, не нужен. Вместо него они навязывают миру языки экономически и политически господствующих наций, что порождает лингвистическую дискриминацию. Эсперанто, как единый глобальный язык международного общения нужен не традиционным отраслевым классам и враждующим народам, а сферным классам, как акторам гармонии. Пока не произойдет их самоидентификация и самоорганизация трудно надеяться на утверждение единого языка.
Поэтому эсперанто не может быть принят или введен одномоментно. Он может быть принят только в течение десятилетий, а может быть и столетий, параллельного использования с наиболее широко распространенным национальным языком. Таким на сегодняшний день является английский язык. Значит, ближайшей и необходимой ступенью на пути утверждения единого международного языка будет международный билингвизм, который означает признание наравне с английским языка эсперанто. Международный билингвизм есть средство преодоления лингвистической дискриминации, царящей в мире и санкционирующей несправедливость в нем. Эта дискриминация дополняет другие формы неравенства и не позволяет глобализации стать подлинно справедливой, плодами которой пользовались бы все народы мира. Предполагается, что в процессе длительного сосуществования и соревнования английского и эсперанто, последний, не уступая первому по богатству, но, обладая явными преимуществами (простой грамматикой, доступностью и нейтральностью), через десятки лет вытеснит английский и утвердится в качестве единого международного языка. Он не посягает на жизнь национальных языков и не дискриминирует их. Такова, с точки зрения тетрасоциологии, диалектика глобального языка, которая требует дополнительности и независимости международного и национальных языков. Самосознание и идентификация сферных классов человечества во многом будут связаны с утверждением билингвизма и единого международного языка. Билингвизм представляется оптимальной стратегией и для международных организаций, таких как ООН и ЮНЕСКО, которые до сих пор не имеют языковой глобальной стратегии.
Международный издательский проект, разработанный на основе тетрасоциологии, предполагает издание массовых книг по крайней мере на трех языках: национальном, английском и эсперанто. Он в действительности является социолингвистическим, поэтому он может иметь название "Международный социолингвистический издательский проект". (Это есть мое предложение для RC25). Этот проект создает, с одной стороны, равные возможности для сравнения и соревнования английского и эсперанто, а с другой знакомит читателей с возможностями эсперанто, с которыми большинство читателей не знакомо. Первая книга на трех языках (русском, английском и эсперанто) в рамках этого проекта опубликована мной в 2003 году в России. Она может стать примером для публикации подобных книг в других странах. Международный социолингвистический издательский проект и его практика в разных социальных науках способны значительно продвинуть вперед социолингвистику и придать ей новое прагматическое измерение. Автор также предлагает RC25 выступить с инициативой принятия эсперанто в качестве официального языка Международной социологической Ассоциации. Такая инициатива будет полезна всем: социолингвистике, социологам, эсперанто и народам мира.
Для проведения эмпирических и теоретических исследований по всему кругу социолингвистических гипотез тетрасоциологии, которые кратко сформулированы выше, требуются значительные научные и финансовые ресурсы, которые отсутствуют в России, а потому невозможны в ней. Остается одна надежда - на помощь зарубежных и международных организаций.
Социолингвистика вообще, в тетрасоциологической парадигме особенно, может сыграть весомую роль в становлении новой культуры гармоничного мира, прежде всего в утверждении единого языка международного общения. Без такого языка новая культура и новый мир невозможны.
Семашко Л.М., к.ф.н.,
доцент, директор общественного Института
стратегических сферных (тетрасоциологических) исследований,
8 Декабря 2003 г.